В наши дни в России пишется довольно много музыки, предназначенной для церковного Богослужения, что во многом обусловлено стремлением вернуться к духовным ценностям общечеловеческой значимости. Однако далеко не все создаваемые композиции соответствуют этой задаче, ибо главными критериями духовности музыки были и остаются искренность выражаемых ею религиозных чувств, молитвенность и органическая связь музыкальной интонации с Божественным словом.
Цикл «Русская Обедня» Ильи Толкачева всеми этими качествами обладает в полной мере. Это музыка истинно религиозная, истинно молитвенная и, главное, очень искренняя. Чувствуется, что написал её человек глубоко и искренне верующий. Поэтому она трогает, завораживает, убеждает. Поэтому не хочется подробно анализировать её с позиции музыковеда-теоретика. А как слушатель и хормейстер-практик могу сказать, что она обладает несомненными художественными достоинствами, что она красива, благородна и возвышенна, верно передает настроение и состояние церковного текста, рождает добрые, светлые чувства и мысли. Слушать её очень интересно и поэтому, что не смотря на относительную простоту музыкального языка, она звучит современно. В ней много оригинальных находок в музыкальной драматургии, развитии материала, хоровом письме.
Поскольку предназначена она для Богослужения, а автор отлично знает многие специфические моменты церковного обряда, именно структура Богослужения определяет драматургические и исполнительские приемы. Тем не менее, некоторые номера «Обедни» можно исполнять и вне Богослужения, что определяется их общемузыкальной и художественно-эстетической ценностью.
В некоторых номерах цикла ощущаются связи с духовными сочинениями Рахманинова и Свиридова, и это свидетельствует о преемственности автором русских национальных традиций и художественных приемов своих великих предшественников.
Хочется отметить замечательное, искреннее и проникновенное исполнение сочинения Ильи Толкачева хором. Мягкое звучание, прекрасный ансамбль, безупречная интонация, абсолютное отсутствие каких-либо «вульгаризмов», режущих ухо в некоторых церковных и профессиональных хорах, усиливает впечатление от прекрасной музыки.
Да благословит Бог автора и исполнителей.
Владимир Живов, заслуженный деятель искусств России,
профессор, председатель комиссии академических хоров
Музыкального общества г. Москвы